Михаил Чернов
"Эксперт"


ПОЛИТИКА РАВНОВЕСИЯ

Израиль ведет полномасштабную войну против палестинцев.
МИД России, скорее, на стороне Арафата. В то же время президент Путин осуждает палестинских террористов.
Пора определиться

     Израиль проводит крупномасштабную военную кампанию против палестинцев, целью которой является фактический демонтаж палестинского квазигосударства. Поводом стал очередной крупный теракт, в результате которого погибли 26 человек. Израильское правительство, до этого фактически проигнорировавшее несколько аналогичных акций палестинских террористов, на этот раз действовало решительно.

     Уже на следующий день Иерусалим ввел войска в административную столицу Палестинской автономии Рамаллу для "тотальной зачистки территории и уничтожения инфраструктуры террора". После этого события развивались стремительно. Израильтяне взяли штурмом резиденцию главы Палестинской автономии Ясера Арафата, а военная операция, в ходе которой были уничтожены десятки палестинских боевиков и свыше тысячи взяты в плен, распространилась на основные города Западного берега реки Иордан - Хеврон, Вифлеем, Дженин, Калькилию, Туль-Карем, Наблус, прилегающие деревни и лагеря беженцев. Сам Арафат с горсткой охранников оказался запертым в нескольких комнатах своей резиденции.

     Неожиданно для многих израильтяне стали действовать гораздо более жестко, агрессивно и, что самое важное, последовательно. Палестина была объявлена "гнездом террора", Арафат назван "врагом Израиля". В армию призвали 30 тысяч резервистов, преимущественно спецназовцев и танкистов. В общем, началась полномасштабная война, хотя еще совсем недавно казалось, что Израиль медленно, но верно сдавал позиции под общим американо-арабским давлением и "додавить" его не составит особого труда.

     Однако теперь израильские лидеры наглядно продемонстрировали, что у них есть свои способы достижения мира - просто уничтожить Палестинскую автономию и таким образом де-факто завершить начатый в 1993 году в Осло "мирный процесс".

     Хотя выражающие солидарность с палестинцами арабские режимы и не рвутся воевать за Ясера Арафата, жесткая позиция Израиля и непрекращающиеся вылазки палестинских террористов в самом ближайшем будущем могут привести к обострению ситуации на всем Ближнем Востоке. Из истории известно, что в силу разных причин (основные из них - ближневосточная нефть и огромная еврейская диаспора) арабо-израильские войны всегда имели глобальные последствия. Неудивительно, что США и Европа прилагают максимум усилий, чтобы использовать конфликт в собственных целях. При этом они (США в меньшей степени, ЕС в большей) занимают в основном пропалестинскую позицию, настаивая на возобновлении переговоров с террористами. Официальная политика российского МИДа полностью совпадает с "мнением мирового сообщества" и по сути также является пропалестинской.

     Однако если позиция европейцев и американцев основана на конкретных экономических интересах в арабском мире, то линия нашего внешнеполитического ведомства, по сути, не обусловлена ничем. Более того, реальные интересы Москвы скорее связаны не с арабами, а с Израилем. Государство Израиль и еврейская диаспора - это гигантский потенциал, который в случае проведения разумной внешней политики способен принести России серьезные экономические и политические дивиденды.

     Бесконечный тупик

     По всей видимости, основной предпосылкой для резкой активизации Израиля стал провал недавнего визита на Ближний Восток вице-президента США Дика Чейни. Судя по всему, США решили наглядно показать арабам, что их неуступчивость в отношении планов Вашингтона провести военную операцию по свержению Саддама Хусейна в Ираке может выйти для них боком. И тогда американцы дали понять Израилю, что не станут активно возражать против силовых действий в отношении арафатовского режима.

     С другой стороны, вряд ли стоит все сводить лишь к "воле Вашингтона", манипулирующего двумя противостоящими сторонами. Израильтяне скорее всего не воспользовались бы "разрешением" американцев, если бы не видели для себя реальной возможности покончить с Палестинской автономией, по крайней мере в ее нынешнем виде. Во-первых, налицо раздражение, которое Арафат уже давно вызывает во многих арабских странах. Главный палестинец имел реальную возможность заключить мир (или "временный" мир) с левым правительством бывшего премьера Эхуда Барака, согласившегося выполнить практически все требования палестинцев (отход Израиля к границам 1967 года, провозглашение Восточного Иерусалима столицей палестинского государства и даже частичный возврат палестинских беженцев), изложенные в сегодняшней мирной инициативе саудовского наследного принца Абдаллы ибн Абдель Азиза.

     Во-вторых, тот же саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) показал, сколь эфемерно арабское единство. Саудовская инициатива из-за острых разногласий была поддержана в сильно отжатом виде, и теперь ее едва ли можно назвать мирной (в итоговой формулировке говорится не о мире с Израилем, а об установлении "обычных" отношений). На саммит не приехали лидеры Египта и Иордании, ключевых игроков в ближневосточном урегулировании.

     Египту не нужна саудовская инициатива, поскольку ее реализация неминуемо приведет к усилению позиций Саудовской Аравии, основного конкурента Каира в арабском мире. Иордания же в принципе не заинтересована в создании палестинского государства. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что спецслужбы королевства, несмотря на интифаду, координируют свои действия в Палестинской автономии с израильскими коллегами.

     Многие атаки палестинских террористов были предотвращены благодаря информации, предоставленной Иорданией. Особая позиция по отношению к палестинской проблеме и у Ливана. На саммите ЛАГ в Бейруте ливанские власти отменили прямую трансляцию выступления палестинского лидера перед делегатами. По большому счету, Бейрут заинтересован лишь в депортации палестинских беженцев со своей территории, а не в "общеарабском" противостоянии с Израилем.

     Именно поэтому на протяжении первых двух суток после начала израильской операции арабские страны - в отличие от Вашингтона, Брюсселя и Москвы - упорно отмалчивались, не делая громких антиизраильских заявлений. Создалось впечатление, что арабы только и ждали уничтожения палестинского лидера израильским спецназом. Однако не дождались. В результате арабским режимам волей-неволей пришлось в очередной раз солидаризоваться с Арафатом и вместе с ООН требовать от Израиля прекратить "агрессию" и предоставить свободу "законному лидеру палестинского народа".

     Природа конфликта

     Действия израильтян при всей их жесткости выглядят вполне оправданными. Эффективно воздействовать на палестинцев по-другому невозможно. Палестинские структуры, созданные за восемь лет существования автономии, не являются государственными. Это скорее сеть, которой Арафат напрямую не управляет, но может использовать ее в своих интересах. С ее помощью он всегда имеет возможность "поднажать" на израильтян, чем обычно и пользуется, хотя прямую связь между ним и террористами проследить сложно. Как только Израиль отводит войска и склоняется к переговорам, происходят новые взрывы.

     Конечная цель - разозлить Израиль, усилить эскалацию и таким образом максимально вовлечь в "мирный" процесс внешние силы. При этом сетевая структура автономии позволяет Арафату одновременно контролировать все и не быть ни за что в ответе. Так называемый мирный процесс, очевидно, зашел в тупик и все больше напоминает откровенный фарс.

     Сумеет ли Израиль довести до конца реализацию своего плана или же, как и прежде, остановится на полпути, чтобы сесть за один стол с Арафатом в его разрушенной резиденции в Рамалле? Сейчас это во многом будет зависеть не только от давления на Израиль извне, но и от внутриполитической ситуации в стране. Проблема заключается в том, что элита еврейского государства разобщена. Основное противоречие между левыми и правыми в Израиле как раз связано с отношением к конфликту и используется ими в политической борьбе.

     Политическое будущее израильских левых тесно связано с мирным процессом и лично с Арафатом. После провала "процесса Осло" и последовавшей за этим активизацией палестинских террористов популярность левого лагеря стала стремительно падать. По данным социологов, "миротворцев" поддерживают не более 15 процентов израильтян. И левые прекрасно понимают, что если не оживить "мертвеца" (мирный процесс), то после следующих выборов они наверняка потеряют влияние на ситуацию. При этом многие левые политики предпочитают не замечать, что выполнение ряда требований мирового сообщества (например, введение международных сил для разъединения сторон и "защиты" израильтян от терактов, а палестинцев от "жестоких агрессоров", демонтаж израильских поселений, безоговорочный вывод войск и т. д.) приведет не только к публичному унижению еврейского государства, но и к утрате суверенитета.

     В отличие от покладистых левых, которые сами всячески пытаются усилиями своего неформального лидера министра иностранных дел Шимона Переса затащить в регион всевозможных посредников и коспонсоров, правые не утратили чувства самосохранения и стремятся опереться в разрешении конфликта на собственные силы, которых у Израиля пока более чем достаточно.

     Однако, как показывает опыт, американцам все равно удается продвигать нужные решения: правые достаточно легко поддаются давлению со стороны США. Виной тому во многом традиционная ориентация правой израильской элиты на американских республиканцев. Постулат о том, что "Америка нас не бросит", - одно из немногих "верований", в полной мере разделяемых одновременно как левой, так и правой элитами. Чего стоит хотя бы тот факт, что в ходе правительственных заседаний, на которых принимаются важные стратегические решения, Шарон может по нескольку раз звонить для консультаций в Вашингтон.

     Нужна своя политика

     Что в этой ситуации может сделать Россия? Первым делом прекратить постоянные призывы российского МИДа к миру путем реализации предлагаемых ЕС, ООН или арабским миром "планов урегулирования". По сути, эти инициативы, требующие от Израиля вывести войска с Западного берега реки Иордан и из сектора Газы, носят откровенно пропалестинский характер и отражают интересы палестинцев, европейцев, Вашингтона - но только не Москвы.

     Зачастую в качестве оправдания российские дипломаты ссылаются на то, что Москве необходимо поддержать свое влияние в арабском мире. Однако это мифическое "влияние", к примеру, не мешает Саудовской Аравии одинаково щедро спонсировать как палестинских, так и чеченских террористов. Арабы зачастую выражают свое "уважение" к Москве только в том случае, если им надо заручиться поддерж- кой России по какому-либо конкретному вопросу - голосование в Совбезе ООН, поддержка в других международных организациях и т. д.

     "На каждый нефтяной проект в Ираке, отданный российским компаниям, иракцы всегда ищут "дублера" с Запада. Если санкции будут отменены ООН, то россиян просто попросят уйти", - утверждает один российский специалист-нефтяник. Кроме того, соглашаясь с идеей международного военного вмешательства в конфликт для того, чтобы создать палестинское государство силовым путем (предложение ЕС и арабов), Москва де-факто соглашается с практикой интервенции и вмешательства во внутренние дела независимых государств. Гипотетически аналогичные шаги вполне могут быть предприняты Западом на Северном Кавказе и в Абхазии.

     С другой стороны, в нынешней ситуации и однозначно выступить на стороне Израиля Москве не так просто. Конечно, израильтяне борются против общего врага - исламского экстремизма, и вполне логично, что симпатии многих россиян именно на стороне Израиля, где к тому же большая часть населения - бывшие наши соотечественники. Однако Россия не может позволить себе прямо поддерживать страну, которая неоднократно начинала контртеррористические операции и тут же их прекращала по первому звонку из Вашингтона.

     Поэтому стоит вспомнить, что внешняя политика многих мировых держав сегодня вообще редко строится по принципу выбора. Штаты, к примеру, вполне дружат как с арабами, так и с евреями, при этом наживаясь и на тех, и на других. Москва тоже вполне смогла бы извлечь выгоду из более гибкой и осмысленной политики на Ближнем Востоке, прежде всего за счет более сбалансированного подхода к Израилю. Ведь еврейское государство - это не только страна, где треть населения говорит по-русски. Речь идет о связях с богатой и влиятельной мировой еврейской диаспорой, по крайней мере, с той ее частью, которой небезразлична судьба Израиля.

     Причем Москве вовсе не обязательно глубоко влезать в конфликт "на месте" или предлагать свой мирный план (который, кстати, должен опираться на реальное экономическое и политическое присутствие в регионе, чем Россия пока похвастаться не может). Достаточно просто занять выдержанную позицию и не допускать ситуации, когда, к примеру, декларируемая МИДом линия диаметрально расходится с тем, что говорит и делает президент. В то время как министр иностранных дел Игорь Иванов страстно отстаивает интересы палестинцев, Владимир Путин подчеркивает, что "с помощью актов террора невозможно добиться никаких политических результатов", и высказывается в том духе, что на теракты надо реагировать адекватно.

     Подобная спокойная и не обязывающая ко многому позиция вполне способна укрепить намечающееся сближение России с влиятельной еврейской диаспорой. При помощи еврейских организаций Москва уже делает первые попытки лоббировать свои интересы в Вашингтоне. Речь идет, скажем, об отмене дискриминационной поправки Джексона Вэника (ограничение поставок в Россию передовых технологий), в свое время по настоянию евреев принятой против СССР. Кроме того, американские евреи после недавней встречи с Путиным начали активно лоббировать проект расширения энергетического сотрудничества между Россией и США, увеличение поставок российской нефти на американский рынок. Это выгодно не только Москве, но и Израилю, поскольку сможет отчасти подорвать влияние арабов на США.

Арабо-израильские конфликты и их последствия

     1948-1949 гг. Война за независимость с Египтом, Ливаном, Сирией, Трансиорданией, Ираком, Саудовской Аравией. Создано еврейское государство, изменившее геополитическую карту региона. Единый прежде арабский мир, простиравшийся от Атлантики до Ирана, разделен практически ровно пополам.

     1956 г. Синайская кампания. Израиль совместно с Великобританией и Францией вторгается в Египет с целью установления контроля над Суэцким каналом. Под давлением США и СССР союзники вынуждены уступить. В результате Великобритания и Франция теряют свое влияние в богатом нефтью регионе, а СССР занимает стратегическую проарабскую позицию.

     1967 г. Шестидневная война с Египтом, Сирией и Иорданией. Израиль захватывает у Египта Синайский полуостров и сектор Газы, у Сирии - Голанские высоты, а у Иордании - Западный берег реки Иордан. Еврейское государство позиционирует себя как сильнейшая в военном отношении страна региона. Ближний Восток становится одним из основных фронтов холодной войны между США и СССР. Вашингтон поддерживает Израиль, СССР - просоциалистические арабские режимы. Всплеск арабского и международного терроризма. Угоны самолетов и захват заложников становятся обыденным явлением.

     1973 г. Война Судного дня. Серьезно отразилась на мировой экономике, так как привела к нефтяному кризису. Арабы взвинтили цены на нефть и использовали "нефтяное оружие" для давления на страны Запада. В результате кризиса в зависимой от импортной нефти Европе началась массовая модернизация с целью снижения потребления энергоносителей. Кроме того, были существенно увеличены закупки советского газа.

     1982-1985 гг. Израиль вторгается в Ливан для уничтожения инфраструктуры террора. Бойцы Ясера Арафата проигрывают войну, но она становится важным этапом подготовки к созданию Палестинской автономии. Многие руководители военизированных подразделений Палестинской автономии прошли "ливанскую школу".

     1991 г. Война в Персидском заливе - международная коалиция во главе с США против Ирака. Израиль не участвовал в ней напрямую. Ирак провел серию ракетных атак против еврейского государства. Под давлением США Израиль отказался от ответных действий. Сильнейший удар по международному авторитету израильских властей.



«Вести» - «Magazine» - «Эксперт»
четверг, 18 апреля 2002


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...