Алексей Политковский
“Новая Газета”


АНОМАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

     Третье лицо страны, глава Совета Федерации Сергей Миронов, отказался встретиться с Арафатом — и вызвал своим поступком возмущение с самых разных сторон. «Да как он посмел оскорбить нашего старого друга?» — спрашивают ветераны идеологических войн, вскормившие советским оружием многих кровопийц Востока. «Да зачем же он обидел несчастного, и без того обиженного злым Израилем представителя национально-освободительного движения, которому симпатизируют все прогрессивные силы на свете?» — восклицают те, кто называет себя «левыми».

     Мы не знаем точных причин, побудивших Миронова принять такое решение. Возможно, израильтяне показали ему документы, свидетельствующие о связи палестинского терроризма с чеченцами, — в таком случае его поступок не требует объяснения. Но даже и без секретных документов ясно, кто такой Арафат.

     Этот человек вот уже тридцать лет кочует по окрестностям Израиля со своим террористическим табором — и везде и всегда, вселяясь в устойчивый и спокойный мир, устраивает одно и то же. Он устроил кровавую кашу в Иордании в 1970 году — и был выгнан оттуда королем Хусейном; он вселился в мирный Ливан и превратил его в ад; теперь он въехал со своими нукерами на территории автономии и, не получив Иерусалима, заварил очередную разрушительную, убийственную, кровавую кашу.

     Он всю свою жизнь усердно угонял самолеты, брал в заложники женщин и детей и, как заяц, бегал от израильской разведки. Он построил себе виллу в Рамалле, дал народу учебники с антисемитской пропагандой, пытался, словно мелкий контрабандист, протащить в автономию корабль с оружием — и с постным видом ходил в церковь в Вифлееме. Он проиграл все войны, которые вел, — и развалил мирный процесс последних лет, сочтя готовность израильтян к переговорам за слабость. Нужно ли знать о нем что-то еще, чтобы отказаться пожать ему руку?

     С брежневских времен мы привыкли слышать из уст наших политиков, говорящих о Ближнем Востоке, вялую и бессмысленную ерунду о том, что «стороны должны сесть за стол переговоров» и «искать пути примирения». Чтобы произносить подобные фразы, не надо кончать МГИМО и тридцать лет делать карьеру в МИДе — с той же степенью бессмыслия способен высказаться любой сантехник. Сергей Миронов — новый человек на вершине власти, не принадлежащий к номенклатурным дипломатам, — вышел из клише вон, как выходят из надоевшей компании. Он сделал в этой ситуации то, что сделал бы на его месте любой живой человек: поставил собственную мысль и собственное чувство выше безжизненных догм и пустых слов о «примирении».

     Если ваших граждан взрывают в автобусах, если ваших детей убивают на дискотеках, если погромщики радостно показывают в телекамеры ладони, измазанные в крови убитых, и пляшут, узнав, что в небоскребах погибли тысячи американцев, то тогда пути к примирению и пониманию прокладывает танк «Меркава». Голубь мира с оливковой веточкой в клюве прилетит потом.

     Но Миронов, отказавшись встретиться с Арафатом, поступил еще и как политик, своим поступком указывающий на новые ориентиры. России в ее нынешнем состоянии нет смысла быть борцом за мировую справедливость — да никакой мировой справедливости и нет. У всех участников истории своя справедливость: у бен Ладена — одна, у Джорджа Буша — другая, а у нас, соответственно, — третья. Нам имеет смысл думать не об Арафате, пытающемся устроить очередной погром в очередной квартире, а о самих себе.

     Мы слишком много потеряли за последние годы, чтобы терять и дальше. Нам надо приобретать — прежде всего союзников. Кто будет нам лучшим союзником — Арафат с его аномальной автономией или Израиль, где наши составляют чуть ли не большинство населения и где люди читают русские газеты, смотрят российское ТВ и цитируют президента Путина на митингах?

     Речь не только о возникающих на краткий миг и быстро распадающихся союзах. Речь о ментальности, истории и взаимосвязи. Есть ситуации, которые входят в психику народов и становятся их мифом, их преданием. Возбужденная подлыми политиками толпа, которая несколько месяцев назад с молчаливого согласия Арафата линчевала двух израильских резервистов, — это по настроению и уровню развития та же самая толпа, которая в 1829 году в Тегеране убила нашего саркастического классика Грибоедова.

«Новая Газета» - 21 марта 2002 г.


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...