Шломо Громан

"Гостелерадио ведет Израиль к гибели"

Мой сегодняшний собеседник Пинхас Полонский хорошо известен читателям как специалист по иудаизму.
Но по "исходному" образованию он математик и кибернетик.
А тему для разговора мы выбрали, казалось бы, бесконечно далёкую
и от божественных материй, и от абстрактных точных наук:
анализ, с точки зрения кибернетики, влияния средств массовой информации
на настоящее и будущее Израиля


     - Израильтяне любят повторять, как молитву или заклинание, что у нас лучшая армия в регионе, а может, и в мире. Почему же мы не в состоянии справиться с кучкой террористов?
     - Давайте представим себе, что израильтяне - это большой зверь, а палестинские арабы - маленький. Большой зверь превосходит малого по всем показателям: по силе мускулов, размеру когтей, остроте зрения - но в единоборстве с малым раз за разом неизменно проигрывает. С точки зрения кибернетики, причина проигрыша большого зверя в том, что у него неадекватно работает нервная система. Нервная система или ее аналог есть у любого живого существа, и общество как целостный организм - не исключение. Задача нервной системы - воспринять сигналы рецепторов, переработать их на определенном понятийном языке и выдать указания эффекторам, осуществляющим конкретные действия. Но если система понятий, которой оперирует нервная система, неадекватна проблемам, с которыми столкнулся организм, то переработка информации будет неизбежно осуществляться неверно и организм постоянно будет страдать.
     Система понятий (по сути - язык), которой оперирует нервная система, имеет кардинальную важность в самом начале переработки информации окружающего мира, еще до любых сознательных решений. Наши глаза в каждый момент времени воспринимают огромный поток информации, состоящий из отдельных точек окружающего мира. Однако мозг реагирует не на набор разрозненных точек, а на конструкции из них, выявленные предсознанием из этого потока. Предсознание работает и выявляет эти "события" на основе того набора понятий, которым оно располагает. Поэтому если у одного человека иной набор понятий, нежели у другого, - из-за разницы в культуре, языке, ментальности, то первый видит то, что второй в принципе не в состоянии заметить.
     Выявляя образы, предсознание по большей части дает им названия. И лишь затем включается сознание, воспринимающее информацию в виде этой, уже совсем небольшой последовательности понятий, обозначенных словами, и на этой основе делает выводы, служащие руководством к действию.

     - Насколько важна роль слов в этом процессе? Имеет ли значение язык, на котором человек или общество мыслит?
     - От того, каким языком мы пользуемся, зависит характер нашего мышления. В середине XX века американские лингвисты Сефир и Уорф показали, на основе сопоставления европейских и индейских языков, что грамматический строй языка сильно связан с психологией и ментальностью его носителей.
     Человек осознанно воспринимает лишь те объекты, которые умеет назвать. А поэтому чрезвычайно важным мерилом интеллектуальности человека служит его понятийно-словарный запас: ведь тех явлений, названий которым человек не знает, для него просто не существует.
     Обратимся теперь к особенностям не индивидуума, а общества. Кибернетика тем и важна, что она анализирует различные системы с точки зрения механизма их функционирования, независимо от того, из какого "материала" сделаны составляющие их детали. В этом смысле и индивидуум, и общество функционируют по очень похожей схеме. Общество на уровне сознания оперирует вовсе не огромным объемом всего, что случается в мире, но только "сводкой новостей". Роль "глаза" и предсознания здесь играют средства массовой информации, прежде всего радио и телевидение, которые перерабатывают факты и компонуют их в сжатое "описание событий" в виде сводок новостей, анализов проблем и так далее. Причем делают они это, навязывая обществу ту систему понятий, тот словарь, который соответствует их (СМИ) взглядам и идеологии.
     Таким образом, власть СМИ над обществом состоит из двух компонентов. Во-первых, они определяют, что общество замечает, а что - нет. Не вошло событие в сводку новостей или было упомянуто лишь однажды - значит, его словно и не было. И наоборот, из мухи легко сделать информационного слона, если повторять о ее существовании каждый день и час. Но еще более важно второе: именно СМИ определяют термины, в которых будет описана ситуация.
     В нашей стране формально радиовещанием и телевидением управляет "Рашут ха-шидур" ("Гостелерадио"), а реально власть находится в руках редакторов и журналистов, которые несменяемы (на "постоянстве"), идеологически почти все лево-настроены (они практически не допускают в свою среду никаких "чужаков") и монопольны (закон не разрешает открывать независимые частные или общественные теле- и радиостанции, а объявленные "конкурсы" на коммерческое вещание единогласно выиграли (по чистой "случайности", конечно) журналисты и редакторы из той же идеологической группы.
     Вот и получается, что, попадая в мир виртуальной реальности, общество оказывается не в состоянии оценить грозящие ему опасности. Иными словами, у нашего "большого зверя" нарушена работа нервной системы, в результате чего он неадекватно реагирует на происходящее и рискует погибнуть. Единственное мерило адекватности - это результат.
     В 1987 году, когда я приехал в Израиль, здесь не было никаких терактов, стрельбы и взрывов в автобусах. Можно было свободно ездить через Рамаллу, Бейт-Лехем и даже Газу. С тех пор сменилось много кнессетов и правительств, но неизменной оставалась власть на радио и телевидении той определяющей ее передачи группы журналистов и редакторов, которая властвует в ней и сегодня. Результат налицо: катастрофа.
     И если у "большого зверя", по нашей терминологии, все параметры (мышцы, когти и так далее) сильные, а он раз за разом проигрывает, - значит, вывод один: та нервная система, которая существует сегодня (СМИ), работает неадекватно, и исправлять ее нужно срочно, иначе все мы, не дай Бог, можем погибнуть.

     - Может ли исправить положение такой инструмент, как свобода слова?
     - В современном Израиле и многих других странах под свободой слова подразумевают право высказывать собственное мнение. Но с точки зрения кибернетики эта интерпретация очень узкая и совершенно недостаточная. Настоящая свобода слова - это не только свобода высказать мнение, но и свобода принять участие в назывании событий.

     - Весь этот анализ вы пока даете исключительно с точки зрения кибернетики. А в чем здесь связь с Торой?
     - Тора говорит об этих идеях уже на самых своих первых страницах: когда Бог создает человека, то Он предназначает ему "властвовать над всеми существами живыми". Тора говорит: "И образовал Господь из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его" (Бытие, гл. 2). Давание окружающим вещам имен - это важнейший параметр власти над миром; в демократическом обществе она должна быть равно распределена между всеми группами населения.

     - Весь высказываемый вами подход совершенно противоречит обычно выставляемому идеалу СМИ, согласно которому журналист - это совсем не власть, а только "зеркало", и его задача - это объективно представить факты, а затем в равном объеме слов изложить позицию сторон.
     - Ну, положим, термин "четвертая ветвь власти" (по отношению к СМИ) является совершенно общепринятым, а власть в демократическом обществе должна избираться и пропорционально разделяться между всеми группами населения. Что же касается концепции СМИ как "зеркала", то я вообще считаю, что никакое "объективное" описание ситуации журналистом существовать не может в принципе. Ведь, как мы уже говорили, субъективным является не только отбор того, что важно, а что - нет. Субъективен (и определяется, по сути, идеологией журналиста) уже сам выбор журналистом терминологии для описания фактов. Журналист должен быть честен, но объективным он (будучи членом общества, факты жизни которого он описывает) в принципе быть не может.

     - Неужели если обозначить проблемы другими словами, то сами проблемы исчезнут?
     - Проблемы сами по себе, конечно, не исчезнут, но изменится наше отношение к ним, изменится тот понятийный аппарат, на основании которого мы анализируем эти проблемы. Тогда мы сможем найти решение этих проблем и справиться с ними. Важность того, как что называть и что можно (а что нельзя) увидеть при отсутствии названия, запечатлена в песенке про Чебурашку:
     Я был когда-то странной
     Игрушкой безымянной,
     К которой в магазине
     Никто не подойдет...
     Теперь я - Чебурашка,
     Мне каждая дворняжка
     При встрече сразу лапу подает.
     От выбора наименования того или иного явления все решения в отношении него могут совершенно измениться. Ведь арабские террористы сегодня убивают наших граждан из тех автоматов, которые мы сами им выдали, взрывчатку производят на тех территориях, которые мы сами передали под их полный контроль, а самоубийц воспитывают с помощью своего радио, телевидения и школ, которые мы сами дали им создать. Если бы наши радио и телевидение ежедневно не называли создание условий для терроризма "мирным процессом", разве народ допустил бы такое?
     А ведь они и дальше продолжают его так называть. Именно от этого, в конечном счете, гибнут люди.

«ВЕСТИ», четверг 14.03.2002


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...