Евгений Сельц

Арест по-палестински

Мнимый арест боевика "Танзима" в Бейт-Лехеме длился менее суток

     Командир подразделений "Тан-зима" в Бейт-Лехеме Атаф Абаят внесет прямую ответственность за ряд терактов в пределах и за пределами "зеленой черты". В том числе он принимал непосредственное участие в убийстве Сарит Амрани из поселения Нокдим две недели назад.

     Во время встречи с председателем ПА Ясером Арафатом министр иностранных дел Израиля Шимон Перес потребовал немедленного ареста Абаята. 2 октября израильские СМИ опубликовали сообщение о том, что боевик арестован в Бейт-Лехеме. Правда, по информации ряда источников, арест террориста был настолько условным, что тому даже не понадобилось выходить из дома - он просто подписал некую филькину грамоту, что якобы согласен считать себя арестованным. То есть признал себя, как это ни смешно звучит, "в состоянии лишения свободы". Подобно тому как если бы Арафат признал себя чемпионом мира по фигурному катанию.

     Это признание не наложило на Абаята никаких обязательств, не ограничило его передвижение по городу и окрестностям, никак не повлияло на его деятельность, направленную, без всякого сомнения, против Израиля. О том, что Абаят на свободе, израильский кабинет по проблемам безопасности получил сообщение в тот же день, 2 октября, ближе к ночи, как раз во время экстренного заседания после террористической акции палестинцев в поселении Элей-Синай. В сообщении ШАБАКа говорилось, что Абаят освобожден палестинскими властями без каких-либо обязательств перед последними.

     Одна из версий такого попустительства палестинского руководства - угрожающая солидарность бойцов "Танзима" из Бейт-Лехема по отношению к своему командиру. Некоторые израильские СМИ передают, что 2 октября боевики официально, насколько это возможно, пригрозили руководству ПА, что возобновят обстрелы иерусалимского квартала Гило в случае, если Абаят не будет немедленно освобожден. По этой версии Арафат сразу же отпустил Абаята на все четыре стороны, опасаясь, что свои же ребята из ФАТХа подведут его, если можно так выразиться, под монастырь - нарушат весьма зыбкое состояние "прекращения огня", которое, впрочем, после случившегося в Элей-Синае и состоянием уже не назовешь.

     Есть и другая - более основательная и, на мой взгляд, более правдивая версия. Она заключается в том, что понятие "арест террориста" в Палестинской автономии со времени ее образования означает нечто вроде показательных выступлений на соревнованиях по некстати навязшему в зубах фигурному катанию, нечто необязательное, фиктивное, демонстрирующее, может быть, костюм, бижутерию или технику прыжка, то есть некое желание арестовать террориста, но ни в коем случае не реальную способность это сделать. За доказательствами далеко ходить не приходится: практически все террористы ХАМАСа и "Исламского джихада", арестованные палестинской полицией после серии страшных терактов в Израиле в начале 1996 года, кроме, конечно, тех, в кого уже успели угодить израильские ракеты, снаряды и пули, разгуливают нынче на свободе. И, как вы понимаете, не просто разгуливают, а разгуливают с известным им и нам смыслом - стреляя, взрывая, убивая. И если кто-то наивно полагает, что палестинское правосудие одинаково относится к так называемым коллаборационистам и террористам, то это грубая ошибка. Коллаборационистов в ПА, как правило, расстреливают. А террористов, как правило, отпускают на волю.

     По мнению ряда комментаторов, мнимый арест Атафа Абаята может переполнить чашу терпения израильского руководства. "Если палестинское руководство не проведет немедленный арест террористов, мы возобновим тактику их уничтожения посредством точечных ударов". Это - слова премьер-министра Ариэля Шарона, сказанные им после сообщения о событиях в Элей-Синае и, возможно, никак не связанные с освобождением Абаята. Тем не менее сказано жестко и однозначно.

     Начиная с 1997 года, когда правительством Биньямина Нетаниягу было подписано Хевронское соглашение, под которым, кстати сказать, кроме автографов Нетаниягу и Арафата стоит подпись тогдашнего госсекретаря США Уоррена Кристофера и в котором впервые строго и однозначно было заявлено требование Израиля об арестах и выдаче определенных лиц известной "профессии", палестинские власти всячески обыгрывают ситуацию вокруг арестов, поворачиваясь, как избушка на курьих ножках, к США и Западу передом, а к Израилю, извините, задом.

     Такое, мягко говоря, поведение может в конечном итоге переменить отношение израильского руководства к прекращению огня как к панацее от интифады. Потому что убийцы, разгуливающие на свободе, опасны не только тем, что готовят теракты, и не столько этим - они опасны своей безнаказанностью и физической неподсудностью. Любой убийца уродлив и страшен, но нет уродливей и страшнее того, который, убивая, знает, что ему за это ничего не будет...

"Вести" - 4.10.2001


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...