Дов Конторер

В заложниках - цивилизация

     Еще до того, как в распоряжении ФБР появились первые сведения, изобличающие организаторов террористического нападения на Всемирный торговый центр, Пентагон и другие американские объекты, в коллективном сознании человечества утвердилась уверенность в том, что за этими невероятными преступлениями стоит радикальный ислам.

     В мире имеется множество группировок, исповедующих идеологию массового насилия и ниспровержения культурных символов в современной цивилизации: антиглобалисты, японская "Красная армия", сектанты "Дум сенрике", фанатичные антифедералисты в Соединенных Штатах, с изуверской доктриной которых американцы познакомились несколько лет назад в Оклахоме. Но даже на этом фоне исламизм заслужил себе совершенно особую репутацию, и не случайно, что именно на него обращен теперь обличающий перст разбуженного человечества.

     Дело не в найденных в Бостоне документах и не в предсмертных свидетельствах пассажиров, успевших сообщить своим близким, что их самолет захвачен арабскими террористами. Все эти факты важны для следствия, но инстинктивное обвинение в адрес политизированного ислама зиждется не на них, а на прежнем, годами копившемся опыте, который теперь без труда выводит логическую зависимость между трубными звуками Армагеддона и фундаментальной идеологией ненависти, провозгласившей США и Израиль "большим и малым сатаной".

     Эта идеология давно утвердилась на государственном уровне в Иране, Судане, Афганистане, Ливии и Ираке. Ее энергично использует палестинская пропаганда. Ей непосредственным образом подчинены государственные ресурсы, дипломатические структуры, университетские кафедры - все то, что способно превратить любую идею в мощнейший военно-политический фактор, оказывающий роковое воздействие на судьбы всего человечества. Надпись давно была на стене, и когда пилотируемые террористами авиалайнеры стали врезаться в нью-йоркские небоскребы, ее наконец прочитали - и, хочется верить, поняли до конца.

     Ясер Арафат поспешил осудить виновников обрушившейся на США террористической атаки, но его слова не отражают истинного настроения палестинцев и их союзников. Адекватное представление о том, как относятся палестинцы к американской трагедии, можно было составить, наблюдая за стихийным ликованием толпы в Восточном Иерусалиме, Шхеме, Калькилии, Дженине, Бейт-Лехеме и Рафиахе. Власти ПА не успели предотвратить эту пляску над свежепролитой кровью. Их официальные заявления были продиктованы страхом; поведение толпы - искренними чувствами.

     То же самое происходило в Каире, Бейруте и некоторых других арабских столицах. Сердцу, как известно, не прикажешь, а сердца миллионов арабов давно отравлены антиизраильской и антиамериканской пропагандой, коренящейся в исторических комплексах ислама, в его неумении вывести человека на тот уровень личного достоинства, который характеризует культуру и цивилизацию Запада. В этом современный исламский фундаментализм отчетливо перекликается с гитлеризмом, который точно так же комплексовал перед "иудео-христианской цивилизацией" и точно так же пытался ее уничтожить, имея первейшим объектом своей испепеляющей ненависти еврейский народ.

     Аналогию можно продолжить. Запад терпел нацистов, пока они глумились только над евреями, но когда Гитлер замахнулся на весь европейский порядок, Британия встала на его пути, разбудила американскую совесть и не погнушалась союзом со Сталиным, заявив, что ради победы над нацизмом позволительна "сделка с дьяволом". Это означало, что Гитлер стал в глазах Черчилля хуже "дьявола", а такую оценку заработать было непросто.

     К схожему настроению подталкивают США и Европу все более наглые действия международного террористического консорциума, ветвями которого наряду с "Талибаном" и Усамой Бин-Ладеном являются "Хизбалла", ХАМАС, "Исламский джихад", различные фракции ООП и обосновавшиеся на Кавказе ваххабиты. Пока исламский террор действовал главным образом против израильских и еврейских объектов, связанная с ним угроза не возбуждала подлинной озабоченности на Западе. Взрывы в Буэнос-Айресе, организованные "Хизбаллой" при содействии иранских спецслужб, показали, что террористы достигли чрезвычайно высокого оперативного уровня, но и этого было мало: ведь их жертвами оказались израильские дипломаты и сотрудники еврейского общинного центра, то есть "меченые", не свои.

     Еще меньше тревоги вызывало превращение палестинской администрации в государство террора. И совсем уже мало кто помнил о том, как 6 сентября 1970 года террористами НФОП были одновременно захвачены четыре пассажирских самолета (пятый принадлежал авиакомпании "Эль-Аль", и израильские охранники сумели вовремя обезвредить проникшую на борт группу захвата).

     Свыше 200 израильтян погибло в минувшем году от рук террористов, однако на Западе видели в этом чужую проблему, не допуская мысли о том, что одурманенных смертников могут направить в заокеанские города. Европейские СМИ использовали уклончивые формулировки, сообщая об убийствах израильтян за "зеленой чертой": истребление поселенцев не считается у них террором. Боевиков "Хизбаллы" террористами не называют даже теперь, после вывода израильских войск из Ливана: за ними осталось гордое имя "бойцов ливанского сопротивления". Взрывы в израильских городах стали дежурной новостью, не привлекающей сколько-нибудь серьезного внимания.

     Справедливости ради отметим, что Запад сохранял равнодушие не только к нашим проблемам. Подвергнувшие широкомасштабной агрессии со стороны исламистов, Россия, подобно Израилю, не встретила сочувствия там, где она на него рассчитывала. Более того Запад легкомысленно использовал исламскую карту против России, и если во время афганской войны в этом виделась определенная логика, то в постсоветский период - в Чечне, Средней Азии, на Балканах - неразборчивость американских и европейских политиков в выборе стратегических партнеров казалась невероятной.

     Но теперь, когда дамоклов меч мусульманского экстремизма сорвался с конского волоса и поразил США, в мире явственно вызревает новое отношение к проповеди политизированного ислама, к растущим оперативным возможностям террористов, к деятельности финансирующих их "благотворительных организаций". Можно предположить, что оно скажется не только на государствах-изгоях, но и на таких респектабельных спонсорах смерти, как Саудовская Аравия. Да и палестинцам станет труднее отстаивать легитимность использования террористов-смертников против Израиля: ведь весь мир содрогнулся теперь от того, что оказалось по силам этим убийцам.

     США не оставят без возмездия те преступления, которые совершились на этой неделе в Нью-Йорке и Вашингтоне. Американцев трудно вывести из равновесия, но тот, кому это удается, может, подобно японскому адмиралу Ямамото, командовавшему нападением на Перл-Харбор, заранее оплакивать свою участь. Что же касается израильского правительства, то ему надлежит использовать создавшуюся ситуацию для нанесения решительного удара по инфраструктуре палестинского террора и для подавления действующих в нашей стране организаций исламистов. Доказать идейное родство шейха Раэда Саллаха и депутата кнессета Абдель Малека Дахамше с бесноватым Усамой Бин-Ладеном сегодня проще, чем когда-либо в прошлом.

"Вести" - 13.09.2001


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...