Софья Рон

На сцене и за кулисами


Оставить вершины

    В понедельник утром на заседании комиссии по иностранным делам и обороне министр обороны Биньямин Бен-Элиэзер объявил о своем намерении эвакуировать 15 форпостов, установленных поселенцами на холмах Иудеи и Самарии.

    Несколько часов спустя снайпер ПА, расположившийся в Хевроне на холме Абу-Снейна, открыл прицельный огонь по кварталу Авраам Авину. Убийца избрал своей мишенью семилетнего ребенка. К счастью, пуля попала малышу только в плечо. Снайпер продолжал стрелять, и раненого Давида Струка не удалось сразу же эвакуировать: вокруг свистели пули. Появившийся на месте происшествия офицер не понял сначала, что огонь открыли арабы. Массированная пропагандистская обработка сделала свое: упорные утверждения СМИ, что поселенцы якобы берут закон в свои руки, помешали офицеру разобраться в ситуации, когда каждая секунда была на счету. Офицер, решив, что арабы бросали камни, а евреи в ответ открыли огонь, ворвался в близлежащую квартиру. Тем временем снайпер продолжал стрелять. Трое солдат были ранены, один из них - серьезно.

    Мать Давида, Орит Струк, занимающаяся лоббированием интересов еврейского ишува в Хевроне, находилась в это время в кнессете. Услышав, что ее сын ранен, она бросилась в офис министра обороны. Охранники преградили дорогу плачущей женщине. Орит не уходила, и Бен-Элиэзер, услышав крики, выглянул из кабинета и пригласил ее войти. "Ответьте им наконец, - со слезами заклинала его Орит, - верните под контроль ЦАХАЛа вершины, с которых они стреляют в наших детей, верните нам безопасность". Бен-Элиэзер отвечал, что ЦАХАЛ действует. Что он еще мог сказать? Решение об эвакуации форпостов осталось в силе.

    Решение это министр обороны объяснил тем, что, по его мнению, жизнь поселенцев, находящихся на этих форпостах, в опасности.

    Из уважения к министру обороны хотелось бы предположить, что он сказал это, просто не подумав. Аргументы не выдерживают никакой критики. Подавляющее большинство вышеупомянутых форпостов было установлено на холмах как раз из соображений безопасности, после того как с этих холмов - господствующих над местностью - террористы обстреливали еврейские машины. Вот несколько примеров.
    Форпост на перекрестке возле Бейт-Эля. Установлен после убийства Асафа Гершковича, жителя Офры, 1 мая нынешнего года.
    Форпост на перекрестке Джет возле Кдумим. Установлен после того, как 29 мая в этом месте был убит житель Итамара Гамад Зар.
    Форпост на Гиват ха-Тамар, между Эфратом и Неве-Даниэлем. Установлен после того, как на шоссе Гуш-Эцион - Иерусалим были убиты жительницы Эфрата Сара Блауштейн и Эстер Алон.

    Утверждение, будто на холмах находиться опасно, носит - и это еще очень мягко сказано - демагогический характер, если принять во внимание, что пассажиры любой еврейской машины на шоссе Иудеи и Самарии служат сегодня живыми мишенями для разъезжающих по дорогам или сидящих в засаде (часто именно на холмах) террористов. Какими соображениями в действительности руководствовался министр обороны?

    Государственными - таков официальный ответ. В преддверии визита американского госсекретаря Колина Пауэлла правительство демонстрирует готовность идти на уступки. Другие, совсем другие голоса раздаются - нет, не на правом фланге и не в Ликуде, а в партии Бен-Элиэзера - в партии Авода.

    Министр обороны, объясняют во фракции - разумеется, в кулуарных беседах, - руководствуется политическими и, если быть точным, внутрипартийными соображениями. В сентябре предстоят праймериз. Кандидатов на пост лидера партии двое - Бен-Элиэзер и Авраам Бург, нынешний председатель кнессета. Бург лидирует с отрывом примерно в 20 процентов.

    Бен-Элиэзер свою избирательную кампанию начал, резко повернув вправо. Не все в партии Авода придерживаются взглядов "Шалом ахшав", заявил он, намекая на "голубиное" прошлое Бурга. Этот вроде бы верный в нынешних условиях ход оказался оши- бочным. Во-первых, Авраам Бург осторожно повернул в сторону центра, прекрасно отдавая себе отчет в том, что левый радикал не может претендовать на пост главы правительства. А во-вторых, партия Авода - это все-таки не Ликуд и даже не Третий путь, ныне покойный. Члены партии могут придерживаться умеренных политических взглядов, но активисты - а они-то и обеспечивают го- лоса на праймериз - четко ориентированы влево. Теперь, за два месяца до праймериз, министр обороны пытается продемонстриро- вать свою приверженность "лагерю мира". Оптимальный рецепт в таких случаях - антипоселенческая политика.

    У израильтян короткая память. По сравнению с Бараком, к концу своей непродолжительной каденции перешедшим на леворадикальные позиции, Бен-Элиэзер кажется чуть ли не представителем правых. Но всего лишь восемь лет назад, в правительстве Ицхака Рабина, Биньямин Бен-Элиэзер, тогда - министр строительства, был одним из инициаторов "иссушения поселений".

    После Рош ха-Шана, когда Арафат рас порядился открыть огонь, Бен-Элиэзер при знал, что ошибался, что Арафат - "не партнер по мирному процессу". Судя по его высказываниям, эта позиция с тех пор не претерпела изменений. Как министр обороны, Бен-Элиэзер знает - не может не знать, - что, только заняв господствующие вершины, ЦАХАЛ будет в состоянии обеспечить безопасность на дорогах Иудеи и Самарии. На со- трудничество с Арафатом рассчитывать не только бесполезно, но попросту смешно.

    Но Биньямин Бен-Элиэзер лишен дара политического предвидения. Когда-то он верил в мир с Арафатом - и просчитался.

    После выборов 2001 года, заняв пост министра обороны, он полагал, что жесткая политика по отношению к ПА, имидж боевого генерала повысят его рейтинг среди избирателей Аводы, - и снова просчитался. В левом лагере, как бы парадоксально это ни выглядело, до сих пор политические дивиденды приносит не конфронтация с Арафатом, а антипоселенческая политика.

    Заговор молчания

    - Что вы думаете по поводу политического будущего Романа Бронфмана? - поинтересовалась я у председателя фракции Авода Эфи Ошайя. Это было во вторник, в конце бурного заседания кнессета по результатам журналистского расследования Йоава Ицхака ("Маарив").
    - Бронфман, - ответил Эфи Ошайя, - скорее всего присоединится к фракции Аводы.
    - После всей этой истории?
    - Какой истории? Выяснилось, что Эфи Ошайя статьи Йоава Ицхака не читал. Когда я вкратце пересказала ему содержание статьи, он был поражен.
    - Это совсем другое дело, - сказал он, - Йоав Ицхак - очень серьезный журналист. Но высказываться по этому поводу я не буду, пока не прочту статью.

    Журналист Йоав Ицхак, сваливший президента Эзера Вейцмана, по всей вероятности, положил конец политической карьере лидера фракции Демократический выбор Романа Бронфмана. О подробностях данного дела читатель может узнать, ознакомившись со статьей моего коллеги Дова Конторера. Я же считаю необходимым отметить: не случайно, отнюдь не случайно председатель фракции Авода не знал, о чем идет речь. И не он один.

    Во вторник в кнессете состоялось бурное обсуждение вопроса о вмешательстве Евросоюза во внутренние дела Государства Израиль. Депутаты кнессета Шауль Яалом, Марина Солодкина, Бени Элон, Шмуэль Гальперт и Михаэль Кляйнер, поставившие этот вопрос на повестку дня, сообщили следующие факты.

    От Евросоюза получили сотни тысяч долларов Институт Меллера в Тель-Авиве, движение "Шалом ахшав", движение "Четы- рех матерей" и, наконец, "амута" Романа Бронфмана.

    Евросоюз декларировал цель - повлиять на политические воззрения израильтян вооб- ще и репатриантов в особенности, а именно - перевести как можно больше избирателей из правого лагеря в левый. Особое значение при- давалось свержению Биньямина Нетаниягу.

    Депутаты Бени Элон и Михаэль Кляйнер определили действия руководителей вышеперечисленных организаций как действия иностранных агентов. Последнее вызвало истерическую реакцию со стороны депутата кнессета от МЕРЕЦа Моей Раза, что неудивительно, - Раз в течение шести лет был генеральным секретарем "Шалом ахшав" и, соответственно, тоже подпадает под определение "иностранный агент", как явствует из высказываний Элона и Кляйнера.

    Моси Раз пытался приводить контраргументы, но звучали они крайне беспомощно. Если миллионер Гутник поддерживал Нетаниягу, заявил он, то почему левые не могут получать деньги от дружественных государств ради высшей цели - ради борьбы за мир? К тому же, пообещал Моси, я расскажу, какая страна поддерживает правых. Им будет стыдно. Я была заинтригована и вся обратилась в слух. Совет поселений Иудеи и Самарии, сказал Моси, получает деньги из государственной казны и тратит их на политические акции.

    Итак, государство, поддерживающее (по словам Моси Раза) израильских правых, - это Государство Израиль. Я в этом не уверена, но постыдным это не назовешь.

    Читатели, надо полагать, уже знакомы с господином Моси Разом. Он - демагог, но отнюдь не из лучших, и его логические построения даже без всякого дуновения ветра рушатся как карточный домик. Собирать по- жертвования за границей у частных лиц израильским законодательством не возбраняется. Правых, к примеру, поддерживает австралийский миллионер Гутник, левых - американский миллионер Бронфман (не родственник депутата кнессета Бронфмана) - оба, как легко догадаться, евреи.

    Однако даже ребенку не нужно объяснять, какая разница между пожертвованием еврейского миллионера из диаспоры и целенаправленной дотацией иностранного государства, причем государства, враждебно настроенного по отношению к твоей стране. А страны Евросоюза настроены пропалестински соответственно, антиизраильски. Моси Раз определяет такое отношение как "дружественное", потому что для него Арафат до сих пор не враг, а партнер, а друг моего партнера - мой друг. В смысле - друг Моси. Лицо, получающее деньга от иностранного государства в целях повлиять на полити- ческие настроения своих сограждан, более того - с целью свалить избранного демокра- тическим путем главу правительства, есть иностранный агент. А действия, описанные выше, есть не что иное, как государственная измена.

    У автора этих строк и прежде не было сомнения, что действия израильских радика- лов, в том числе движения "Шалом ахшав", подпадают под определение "государственная измена". Но раньше я по своей наивности полагала, что "Шалом ахшав" предпринимает эта действия из бескорыстной любви к про- тивнику и столь же бескорыстной ненависти к национальному лагерю. Ну, в крайнем случае ради того, чтобы отнять у национального лагеря власть. Выясняется, что левые ра- дикалы совмещают приятное с полезным. За эту их деятельность им платят иностранные государства. И хорошо платят.

    Слухи об этом циркулировали и раньше, еще в 80-е гиды. Обвинения подобного рода против "Шалом ахшав" выдвигал еще Рони Мило в бытность свою депутатом кнессета от Ликуца. Но тогда это были слухи. Сегодня это доказано.

    Вопрос в другом. Почему ивритоязычные масс-медиа не уделили внимания расследованию Йоава Ицхака и скандалу, разыгравшемуся в кнессете? Не случайно об этом ничего не слышал председатель фракции Авода. Эта история намеренно замалчивается.

    Почему? Из сочувствия к Роману Бронфману, который принадлежит к "лагерю мира"? Отнюдь нет - к тому же лагерю принадлежит и бывший президент Израиля Эзер Вейцман, а между тем масс-медиа подробно освещали скандал, возникший в связи с расследованием того же Йоава Ицхака, когда бывшего президента обвинили в получении взятки от французского миллионера Сарусси. Те, кто не сжалился над Вейцманом, пожалели бы и Бронфмана.

    Причина проста - не Романа Бронфмана защищают масс-медиа. Они защищают движение "Шалом ахшав", чьи позиции, к сожалению, разделяет большинство нынешних властителей дум в ивритоязычных СМИ.

    Точно так же замалчивали в свое время СМИ дело о фиктивных "амутот" Барака, до тех пор, пока полиция не начала расследование. Об "амутот" Барака, как теперь - о связях израильских левых с иностранными государствами, сообщали в лучшем случае, на последних страницах газет. Я говорю о крупных ивритоязычных газетах - газета; "Веста" в обоих случаях является исключением. Но если "Шалом ахшав" и рассчитьюает на отсрочку, это отсрочка временная - полицейское расследование в любом случае ра зорвет заговор молчания."


28.06.2001


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...