Алекс Прилуцкий

Русский перепляс

Точка зрения Кремля на октябрьские события в Израиле, при очевидной ее конъюнктурности и непоследовательности, выглядит все же чуть более взвешенной и объективной, чем на Западе.

Казалось, московская либеральная пресса встанет в этом противостоянии на сторону Израиля. Но достаточно даже беглого взгляда на телевизионные сюжеты и газетные репортажи о перипетиях конфликта, чтобы понять, насколько далеки оказались эти предположения от реальности. Большая часть продукции спецкоров НТВ, ОРТ и РТР (постоянно "сидящие" здесь собкоры от освещения событий просто устранены) представляет собой, по словам одного из внимательных телезрителей, "плохо пахнущую смесь из очерков Сейфуль-Мулюкова, материалов газеты "Эль-Кудс" и картинок СММ". И воспринимается многими в "русском Израиле" как возврат к худшим временам советской антисионистской пропаганды.

Причем перегиб в одну - явно палестинскую - сторону демонстрируют как государственные, так и независимые электронные и печатные органы. Весьма типичен в этом отношении репортаж Максима Шевченко, опубликованный в обычно серьезной "Независимой газете". Автор (в редакции он возглавляет отдел религии) назвал свой пространный отчет из Израиля так: "Дети, камни, солдаты".

"То, что происходит в Палестине, - начинает спецкор "Третьяковки" (так, по имени главного редактора Виталия Третьякова, называют "НГ" московские журналисты), - можно называть войной солдат и детей. Дети бросают камни в солдат, те в ответ хладнокровно стреляют по ним из автоматических винтовок..."

Стреляют и попадают. Ссылаясь на "главного хирурга больницы Рамаллы доктора Мусу Абу Хамеда" (между прочим, автор другого репортажа отсылает читателя и вовсе к "главе медицинской службы Палестинской автономии" и называет фамилию... руководителя военного крыла ФАТХа), г-н Шевченко приводит количество пострадавших палестинцев, "включая избитых дубинками, отравленных слезоточивым газом, получивших пулевые ранения, в том числе - боевыми патронами". А чтобы усилить впечатление, красочно описывает "прощание Рамаллы" с неким 13-летним мальчиком ("пуля попала ему в глаз", - уточняет репортер): "Исламское кладбище Рамаллы как бы господствует над городом. Выше только небо и израильское поселение, поблескивающее красной черепицей аккуратных домиков. По словам палестинцев, поселенцы стреляют по ночам по одиноким машинам и соседним арабским домам".

"Фанатично настроенные израильские поселенцы, - переходит к собственным впечатлениям московский журналист, - не желают смириться с тем, что гробница библейского праведника Иосифа находится не под еврейским контролем". Фанатиков поддерживают "мини-броневик и аккуратно прицеливающиеся и периодические стреляющие (на выбор, как на царской охоте) солдаты... Неожиданно мы, турецкие телевизионщики и двое англичан оказались под перекрестным огнем. Это израильтяне начинают стрелять из окон соседнего пустующего отеля (в воздух?). Бронемашины возвращаются на свои позиции, и солдаты принимают охотничьи стойки на подножках. Слышны вой "скорой помощи" и крики. Значит, опять кто-то ранен и, может быть, как 13-летний мальчик, убит. И значит, завтра опять повторится сценарий интифады. Когда она закончится? Палестинцы говорят, - когда израильтяне уйдут и перестанут играть со смертью. Израильтяне ничего не говорят. Они послушны и исполнительны и, значит, завтра будут продолжать методично посылать пулю за пулей в толпу подростков..." Ну и так далее.

Текст, согласитесь, выдающийся. По его прочтении хочется вслед за героем Галича от всей души, от всех матерей и женщин заклеймить проклятую израильскую военщину. Между прочим, когда коллега Максима Шевченко по "Независимой газете" хайфский журналист Саша Шерман предложил "НГ" свой критический анализ этой публикации, редакция предпочла поместить очередной репортаж из Рамаллы "без лишних, по ее словам, комментариев", - пишет Шерман в интернетовском варианте своей статьи.

Точка зрения тех, кто не разделяет пропалестинских настроений спецкоров российских СМИ, большинству читателей так и остается неизвестной и практически не попадает на газетные полосы и телеэкраны. Порой, чтобы не пропускать "произраильские" материалы, редакции предпочитают вообще не касаться опасной темы, как это сделало недавно руководство НТВ, сняв из программы "Итоги" за 21 октября весь блок материалов из Израиля. Зато "зеленую улицу" дают телеканалы беспомощным репортажам снаряженных на скорую руку в Израиль спецкоров-челноков. Вот и оповещает телезрителей РТР очередной Игорь Дерюгин о том, что в Вифлееме - "дикие беспорядки", а видеоряд его сюжета доказывает обратное: в городе все спокойно, а беспорядки в тот день наблюдались в Газе. А предшественник Дерюгина объявляет спаленную палестинцами синагогу в Иерихоне "символом дружбы израильского и палестинского народов".

Или корреспондент ИТАР-ТАСС сообщает о новой жертве израильского беспредела - скончавшемся в Аммане палестинском журналисте, пострадавшем в результате взрыва в Хевроне, хотя, как известно, израильтяне к этому никакого отношения не имели - взорвались баллоны с бытовым газом.

Подобных журналистских ляпов навалом - они в каждом репортаже из Израиля, "перегоняемом" в Москву. За этими "ляпами" стоит не просто полное незнание политических реалий, корней и причин нынешнего еврейско-палестинского противостояния. В этом переборе непрофессионализма и лжи проявились все признаки журналистики "переходного периода" - с ее беспринципностью, продажностью и "пофигизмом". Эти признаки легко просматривались в материалах на российские темы. Теперь же, когда в поле зрения "их спецкоров" оказался Израиль, эти особенности национальной прессы смогли оценить и здесь, в нашей стране.

Неудивительно, что почти все эксперты, которых мы попросили дать оценку подходу российских СМИ к событиям в Израиле, были настроены весьма критически.

Андрей Дементьев, шеф Бюро РТР на Ближнем Востоке:

- Освещение российскими телевизионными каналами последних событий в Израиле отражает общую нечеткость и двусмысленность официальной политики России в этом регионе. Обидно и горько за наших молодых коллег, пытающихся на ходу подстроиться под извивы и самой этой политики, и линии собственного руководства, меняющего свои взгляды в соответствии с переменами наверху... Я убежден: чтобы работать журналистом в Израиле, надо прожить здесь годы, как можно глубже проникнуть в эту жизнь. А набегом, наездом, ни в чем не разобравшись, мало понимая ситуацию, толком об этой жизни не расскажешь и другим. Я говорил об этом и прошлому, и нынешнему руководству РТР. Увы, безрезультатно. Здешний корпункт их не интересует. Жаль, но вскоре придется, по-видимому, оставить это место, где мне, признаюсь, интересно жилось, хорошо работалось и писалось. Кстати, и книги, которые вышли в эти годы, посвящены Святой земле.

Александр Бовин, бывший посол СССР и России в Израиле, до недавнего времени - политический обозреватель "Известий ":

- При всех издержках реакция российских СМИ на события в Израиле, по-моему, лучше, чем можно было ожидать. Могу сослаться на собственный опыт в освещении израильско-палестинских конфликтов. Раньше мы были всецело на стороне палестинцев. Теперь же большинство серьезных обозревателей в оценке ситуации ответственность за кризис возлагает не только на Шарона, но и отмечает негативную роль Арафата в разрастании конфликта. Я сам неоднократно высказывал именно такую точку зрения. И по поводу разногласий в политических кругах Израиля о перспективах достижения мирного соглашения с палестинцами у нас высказываются разные мнения. Не все, кстати, приветствуют линию нынешнего руководства страны, иные же и вовсе виновным в нынешнем кризисе считают Эхуда Барака, излишне, по их мнению, доверившегося своему более искушенному партнеру по переговорам. Российской прессе сложно уследить за всеми тонкостями взаимоотношений израильских и палестинских лидеров, отсюда и легкость, поверхностность оценок в освещении этих событий.

Михаил Леонтьев, ведущий телевизионной программы "Однако", ОРТ:

- На днях в одной из испанских газет я с удивлением прочитал, что Москва сейчас демонстрирует более произраильскую позицию, нежели даже Вашингтон. При всей натяжке такого вывода думаю, что как раз в среде, связанной с масс-медиа, доля произраильски настроенных людей весьма высока. А тот факт, что в российской прессе достаточно много критических по отношению к Израилю публикаций, объясняю, с одной стороны, особым положением России в мире, а с другой - постоянно возникающими при описании израильско-арабского противостояния аналогиями с Чечней. Мне лично ситуация в вашей стране интересна прежде всего как модель - еще более чистая, чем российская, - интернационализации местных очаговых конфликтов с последующей их локализацией по известному боснийско-косовскому сценарию. Большинству российских журналистов (я имею в виду прежде всего аналитиков) связь ближневосточного, югославского и чеченского кризисов очевидна. Понимают у нас и сложное положение, в котором оказался российский МИД, вынужденный учитывать и позицию Запада, и желание Кремля усилить стратегические позиции на Ближнем Востоке.

Нашей аналитической прессе разобраться в этом "восточном базаре" удается. А вот оперативной журналистике, по-видимому, не очень. Что же касается "всеобщего разочарования "русского" Израиля позицией НТВ", то тут следует понять: руководство этой телекомпании ориентируется вовсе не на Израиль, а на США. Это - принципиальная позиция НТВ, своеобразная идеологическая установка, проявляющаяся - в условиях полного отсутствия в нашей стране политкорректности - в любой подходящий момент и в самой разнузданной форме.

Танкред Голенпольский, главный редактор "Еврейской газеты", член правления Российского еврейского конгресса:

- Как Израиль проиграл в этом конфликте большую информационную войну, так и российское еврейство - свою внутреннюю. Неожиданный и резкий поворот московских СМИ в сторону палестинцев застал нас врасплох. Неприятно удивило всех НТВ, его израильские корреспонденты пытаются, на мой взгляд, неудачно подражать американцам. Тут не столько отражение каких-то принципиальных изменений в политике нового руководства России на Ближнем Востоке, сколько стремление владельцев средств информации предугадать эти изменения. Мы пытаемся повлиять на ситуацию, апеллируем к издателям, главным редакторам. После появления скандально известных антиизраильских репортажей в "Независимой газете" я разговаривал с ее главным редактором Виталием Третьяковым. Для меня совершенно ясно, что тот же Третьяков ориентируется на позицию фактического хозяина газеты Березовского, а тот держит ухо в направлении Кремля.

Демократическая пресса России проходит очередной экзамен... Пока успехи невелики. Любопытно, что самые разные люди объясняют антиизраильскую позицию российских СМИ не антисемитизмом, а желанием походить на американцев. А в это, честно говоря, верится с трудом.

1.11.2000



To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...