Елена Куперман

Цена воздержания


От стрельбы по похоронной процессии - до линча • Политика сдерживания потерпела сокрушительное поражение: в любом случае агрессором будет объявлен Израиль

Причина и следствие

Агитация (том числе и на глядная - телевизионная) сделала свое дело: сегодня весь мир убежден, что причиной беспорядков на территориях стало посещение Ариэлем Шароном Храмовй горы. И никто - никто! - не помнит, что первые выстрелы на перекрестке Нецарим в Газе прозвучали ЗА ДВА ДНЯ ДО того, как нога лидера оппозиции ступила на площадь у мечети Аль-Акса.

Человеческая память коротка. Она фиксирует лишь те события, которые в эту память усиленно вбивают. И упускает "второстепенные" детали. В конце концов логическая цепь распадается, а причины и следствия меняются местами.

Именно такая подмена и произошла в последние недели. В коллективной памяти цивилизованного человечества прочно засел 12-летний палестинский мальчик, убитый на перекрестке Нецарим, и предшествовавший этому визит Шарона на Храмовую гору. Хотя в действительности события развивались не так.

На состоявшейся в июле встрече в Кэмп-Дэвиде глава правительства Эхуд Барак дал согласие на раздел Иерусалима. Стороны не сошлись в самой малости - под чьей юрисдикцией будет находиться Храмовая гора. Переговоры были прерваны.

По возвращении из Кэмп-Дэвида Арафат, как водится, рассказал своему народу всю правду, а Барак, со своей стороны, начал пудрить нашему народу мозги, утверждая, что все достигнутые в Штатах договоренности "не имеют никакой юридической силы". Удостоверившись в уступчивости Барака, с одной стороны, и страхе правительства Израиля перед своим народом - с другой, Арафат пошел в наступление. Объездив полмира, "раис" заявил со всех предоставленных ему трибун, что Иерусалим будет столицей суверенного палестинского государства, а Храмовая гора - неотъемлемая часть будущей столицы. В речах, обращенных к своему народу, Арафат страстно призывал к войне за Иерусалим - священной войне, естественно. Оставалось лишь найти повод, чтобы эту войну развязать. И лучшего повода, чем визит Шарона на Храмовую гору, нельзя было придумать, хотя в действительности "интифада за Иерусалим" началась раньше - и вне всякой связи с телодвижениями Шарона.

Поменяв местами причину со следствием, мир получил вместо "нового" - старый Ближний Восток, где провокатором и агрессором по-прежнему выступает Израиль, а мирные палестинские демонстранты - всего лишь жертвы кровожадных оккупантов.

Большое видится на расстоянии

11 октября шеф иерусалимского бюро телекомпании CNN Майк Ханна передал в эфир следующее сообщение: "В районе города Наблус на Западном берегу реки Иордан палестинские демонстранты начали бросать камни в участников процессии похорон поселенца. Израильская армия ответила на это военной операцией: в воздух были подняты боевые вертолеты, а по направлению к Наблусу двинулись танки".

Сообщение, переданное на фоне соответствующих живых картинок - бегущие солдаты с автоматами, ползущие танки и зависшие в небе боевые вертолеты, - не оставляло сомнений: израильская военщина распоясалась вконец. Где ж это видано, чтобы безоружных демонстрантов давили танками?!

Тем временем радиостанция "Коль Исраэль" - в прямом эфире - вела репортаж с места событий, которые развивались так: с утра тысячи евреев собрались в поселении Элон-Море на похороны 37-летнего раввина Гилеля Либермана, репатрианта из США, отца восьмерых детей. Либерман, преподававший в йешиве "Од Йосеф хай", построенной у могилы праотца Йосефа в Шхеме, был зверски убит палестинцами в канун Судного дня (изрешеченное пулями тело раввина было найдено в одной из пещер неподалеку от Шхема). Узнав, что ЦАХАЛ оставил гробницу Йосефа, Гилель Либерман отправился туда, чтобы спасти из сожженной палестинцами синагоги свиток Торы.

Кстати, после отступления ЦАХАЛа представители правительства заявили, что Арафат обещал гробницу Йосефа восстановить и отремонтировать. И действительно, палестинцы оперативно приступили к "ремонту", переросшему в... строительство мечети. Над гробницей был сооружен купол, который тут же выкрасили в зеленый цвет - цвет ислама.

...Около 12 часов 20 минут похоронная процессия (десятки автомобилей и несколько автобусов) приблизилась к развилке шоссе у арабской деревни Калиль. Внезапно по колонне был открыт огонь. Стрельбу вели с верхнего этажа 5-этажного здания.

Двое поселенцев, ехавших в хвосте охраняемой солдатами автоколонны, были ранены. Другие выхватили оружие и сделали предупредительные выстрелы в воздух. На помощь поселенцам были брошены бойцы элитного подразделения ЦАХАЛа. Однако добраться до обстреливаемой сверху автоколонны оказалось непросто:палестинцы контролировали местность и не давали солдатам приблизиться к участникам похоронной процессии.

Удостоверившись, что инициатива в руках противника, бригадный генерал Бени Ганц, командующий воинскими подразделениями в Иудее и Самарии, вывел на шоссе танки и поднял в воздух боевые вертолеты. Однако ни те, ни другие не сделали ни одного выстрела - командование запретило.

Далеко не всем поселенцам, выехавшим на похороны раввина Либермана, удалось добраться до Ицхара, где тело покойного -со значительным опозданием -было предано земле. А затем в течение еще нескольких часов люди не могли выбраться из Ицхара: шоссе простреливалось...

Бени Кацовер, житель Элон-Море, один из основателей еврейского поселенческого движения в Иудее и Самарии, сказал в интервью "MИГnews":

- Совершенно очевидно, что обстрел похоронной процессии был спланирован заранее. Эти варвары перешли все границы: даже по-людски похоронить раввина Гилеля Либермана и то не дали.

Леониду Ильичу Брежневу (а до него - Сергею Есенину) принадлежит крылатая фраза: "Большое видится на расстоянии". Американец Майк Ханна, наблюдавший (подобно другим своим коллегам-иностранцам) за событиями в Элон-Море с солидного расстояния, сумел разглядеть лишь движущиеся по шоссе танки да зависшие в небе боевые вертолеты. А вот бойцов палестинской армии, в течение нескольких часов обстреливавших мирных израильских граждан, иностранная пресса - не заметила. Ведь издалека действительно видится только большое! Посему солдаты ЦАХАЛа в любом случае и при любых обстоятельствах будут оставаться в глазах цивилизованного мира "агрессорами", прущими на танках и вертолетах на безобидных палестинских демонстрантов.

Что же в таком случае выигрывает Израиль от проводимой правительством Барака политики сдержанности, если число убитых палестинцев все равно уже перевалило за сотню? И не станут ли единственным результатом подобной политики новые - ничем не оправданные - жертвы и уступки с нашей стороны?

Нахман Шай как психологическое оружие

Как только глава правительства Барак - в дополнение к армаде пресс-атташе и сотрудников и без того безмерно раздутого отдела пропаганды министерства главы правительства - назначил Главным и Единственным официальным спикером Израиля Нахмана Шая, население страны вздрогнуло. Во время войны в Персидском заливе Шай был пресс-секретарем ЦАХАЛа. И по его команде граждане покорно напяливали на себя противогазы (как потом выяснилось, бракованные) и залепляли двери и окна спален клейкой лентой (спасаясь от баллистических ракет!).

Война в Заливе оставила в коллективной памяти израильтян самый травматический за минувшие 10 лет след: никогда еще со времен Катастрофы наш народ не испытывал такого унизительного бессилия!

Но если в дни той странной войны голос Нахмана Шая казался многим спасительной соломинкой, единственной связью заклеенных в своих спальнях заложников Саддама с внешним миром, то новое назначение повергло израильтян в уныние. Ведь в переводе с эмоционального иврита на рациональный: Шай - это война, и притом - унизительная!

Впрочем, вести контрпропаганду на CNN и ВВС оказалось куда сложнее, чем отдавать населению команду: "Снять противогазы - надеть противогазы". Потому как английским несравненный Нахман Шай владеет на уровне отечественного старшеклассника. В тот день, когда палестинцы обстреляли участников похоронной процессии, растерянный спикер бессильно оправдывался перед воинственно и явно пропалестински настроенной ведущей CNN: наши танки, мол, и не думали стрелять по мирным демонстрантам, а вывели мы их на шоссе у Шхема просто так - для красоты.

М-да... При такой, с позволения сказать, контрпропаганде место израильского агрессора -только за столом добровольных уступок да на заседании международной следственной комиссии, создания которой требует Арафат!

Линч в прямом эфире

12 октября, около 10 часов утра, 33-летний солдат-резервист Вадим Нуржец и 38-летний армейский водитель Иоси Авраами направлялись в свою часть в районе поселения Бейт-Эль. Резервисты ошиблись и на развилке свернули на шоссе, ведущее в Рамаллу. До сих пор остается невыясненным, почему дежурившие на КПП солдаты позволили своим товарищам проехать в опасном направлении, если движение по этому участку было запрещено.

В считанные минуты Вадим и Йоси оказались в лапах палестинцев, дежуривших на своем КПП, и были доставлены в полицейский участок на центральной площади Рамаллы.

Разведка тут же донесла армейскому командованию о захвате военнослужащих. Начальник управления по координации и связи с палестинцами в районе Рамаллы подполковник Амир Сафди позвонил Абу-Фирасу Липтауи, считающемуся самым влиятельным человеком в городе, и попросил: "Немедленно поезжайте в полицию и прекратите то, что там творится".

А творившееся в участке заснял случайно оказавшийся в Рамалле оператор итальянского телевидения. И снятые им кадры никакому описанию не поддаются. Да и просмотру - тоже. Даже в урезанном - "отредактированном" для слабонервных - виде. Кадры настолько чудовищные, что 12 октября власти ПА в течение нескольких часов пытались выкупить пленку у итальянцев за любые деньги - лишь бы убойный (в полном смысле слова!) видеодокумент не пошел в эфир.

Тщетно. Уже после полудня линч, учиненный обезумевшей от ненависти толпой, был показан всеми зарубежными телекомпаниями.

Тем временем Хани, жена Йоси Авраами, мать троих детей (8-летней дочери и двух 5-летних близнецов), обнаружила в Интернете сообщение о линче. Хани лихорадочно набрала номер мобильного телефона мужа. Аппарат был отключен. Через несколько минут позвонила снова. "Кого ты ищешь?" - спросил мужчина, говоривший с арабским акцентом. "Йоси - моего мужа". - "Мужа? Я его только что убил!.."

(Израильские СМИ тем временем растерянно молчали. Как, впрочем, и после захвата в заложники Элъханана Тененбаума - то ли бизнесмена, то ли сотрудника Мосада; то ли в Европе, то ли в Ливане...)

"В окне полицейского участка мелькали фигуры мужчин, беспрерывно наносящих удары, -рассказала на организованной МИДом Израиля пресс-конференции Эти Везельтир, продюсер итальянской телекомпании, свидетельница линча. - Затем на улицу выскочил молодой человек, руки которого были в крови. Толпа встретила его криками восторга. Через несколько минут из окна выбросили труп, на который тут же набросилась разъяренная толпа. Убитого стали избивать стальной дверью. Из здания тем временем вышли десятки мужчин с ножами, лезвия которых были в крови. Труп расчленили и потащили по улице. Бежавшая за ним толпа продолжала наносить удары..."

По словам начальника оперативного отдела ЦАХАЛа генерала Гиоры Айленда, труп одного из солдат-резервистов привязали к машине, протащившей его -под крики толпы - по центральной площади и улицам Рамаллы. Генерал Айленд подчеркнул, что. буквально накануне палестинское государственное телевидение транслировало кадры, запечатлевшие толпу, точно так же бежавшую за привязанной к автомобилю куклой, обернутой в государственный флаг Израиля.

Израиль отреагировал на линч ракетным обстрелом нескольких объектов в Рамалле и Газе. Правда, за три часа до этого командование ЦАХАЛа связалось со своими палестинскими партнерами и попросило эвакуировать людей из помещений, так что жертв не было. Боевые вертолеты выпустили ракету по тому самому полицейскому участку, где несколькими часами раньше были зверски убиты и растерзаны Вадим Нуржец и Йоси Авраами. Верхний этаж здания был разрушен.

Хирургически точные - и точечные! - ракетные удары были нанесены по полицейской машине, припаркованной на одной из улиц Рамаллы, а также по антенне палестинской государственной радиостанции (на следующий же день радио "Голос Фаластын" возобновило вещание на другой волне - и повело его с еще большим пропагандистским накалом).

Сразу после "показательной" военной операции Арафат заявил, что Израиль объявил палестинцам войну. И все телекомпании мира послушно передали в эфир леденящие душу кадры: израильская боевая техника крушит палестинские объекты, угрожая жизни невинных арабов.

В тот же день и. о. министра иностранных дел Шломо Бен-Ами дал пресс-конференцию, на которой - с присущей ему политкорректностью - заявил, что переговариваться о мире Израилю больше не с кем: был партнер -да весь вышел.

Вечером того же дня пресс-конференцию дал глава правительства Эхуд Барак. Воинственно жестикулируя, Барак отчеканил: "Арафат, видимо, решил, что В ДАННЫЙ МОМЕНТ урегулирование ему не нужно, так что мы не считаем его своим партнером по мирным переговорам". Глава правительства добавил, что им разработан план "размежевания с палестинцами в одностороннем порядке", и - если договор заключен не будет! -этот план вступит в силу. Оставалось неясным, на что же настроен Барак - на продолжение "мирных" переговоров или на полное отступление?

Вечером того же дня арабы подожгли и спалили дотла древнюю синагогу в Иерихоне. На такие мелочи уже, впрочем, никто внимания не обращал: было совершенно ясно, что "беспорядки" на территориях и в пределах "зеленой черты" - это развязанная палестинцами война за Иерусалим. Или, как выражаются наши партнеры, - "революция до полной победы".

Поселенцы в осаде

Значительная часть еврейских поселений оказалась в полной блокаде. Дети не ходят в школу (прежде на учебу их доставляли автобусы кооператива "Эгед", однако в дни "беспорядков" водители ряда маршрутов категорически отказались выезжать в опасные места).

Армейское командование проводит среди поселенцев разъяснительную работу. Мужчинам предложено не ездить на работу с винтовками и автоматами, а брать с собой лишь пистолеты. Причина: "тяжелые" виды вооружений целесообразно оставлять в поселениях, чтобы в случае опасности жителям было из чего отстреливаться.

Зачастили в поселения и психологи. Задача специалистов -успокоить жителей, придав им уверенности в себе. Правда, сами поселенцы убеждены в ином: единственное, что может вселить в них уверенность в завтрашнем дне, - это Армия обороны Израиля. Причем лишь в том случае, если действия ЦАХАЛа будут активными, а не выжидательными.

Ослепление и покаяние

В последние дни резко изменилась привычная уху израильтян риторика: вместо "мирного процесса" пресса все чаще говорит об "утраченных иллюзиях", а кое-кто из представителей "лагеря мира" даже призывает своих единомышленников покаяться в излишней наивности, доверчивости и недальновидности. (Журналистка Яэль Паз-Меламед, известная защитница прав палестинцев, так прямо и заявила в телепрограмме "Доку-медия": да, мы заблуждались, потому что наивно считали, что среди палестинцев тоже есть левые. Оказывается - нет.)

В эфире и с экрана телевизора все чаще звучат вопросы, которыми в течение последних семи лет задавались практически все здравомыслящие жители Израиля: неужели процесс Осло завел нас в тупик? Да и надо ли было его начинать?

Проще всего, конечно, встать в позу провидца-победителя и воскликнуть: мы же вам говорили! Но делать этого я не стану Не те сейчас времена, чтобы разбираться, кто был прав, а кто -левый. Ведь из-за политических игр наших вконец зарвавшихся и изолгавшихся лидеров в тупике оказались все мы - независимо от личной продажности или неподкупности, близорукости или наивности, правизны, левизны или псевдоцентризма (в последние дни, кстати, пресса все реже именует национальный лагерь "лагерем войны" - неужто устыдилась?!).

Вопрос стоит иначе: выживем - не выживем? И будет ли через 100 лет существовать на Ближнем Востоке еврейское Государство Израиль?

Вечером 16 октября российские источники передали из Шарм аш-Шейха: глава правительства Израиля Эхуд Барак дал согласие на создание международной комиссии по расследованию событий последних недель. Если переданная россиянами информация верна (правда, к моменту сдачи номера в печать наш спецкор на саммите Игорь Молдавский эту информацию не подтвердил. - Е. К.), то мировое сообщество единодушно осудит израильских агрессоров, поддержит борющийся за независимость палестинский народ и заставит Израиль немедленно отступить с оккупированных в 1967 году территорий, включая Иерусалим.

Скорее всего - так и будет, хотя, конечно, отступление к границам 4 июня 1967 года может быть осуществлено и в рамках подписанного впопыхах (пока Клинтон еще остается в Белом доме) соглашения. Таким образом, через 33 года после Шестидневной войны Израиль вернется на исходные позиции. А там уж - Аллах ахбар!

Р. S. 16 октября вооруженные столкновения на территориях возобновились с новой силой. В районе Шхема палестинцы забросали камнями джипы с израильскими солдатами, а затем по нашим солдатам открыли огонь палестинские полицейские. Вспыхнула перестрелка и на КПП в районе Рамаллы. Ухудшилась ситуация в Хевроне: толпы палестинцев прорвались в еврейские .кварталы города. Продолжался обстрел поселения Псагот.

А в это время в Шарм-аш-Шейхе ужинали...

18.10.2000



To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...